В начале главы хочу привести фрагмент из древнего текста, одного из авторитетнейших трактатов китайской алхимии. Это трактат даоса Гэ Хуна, который называется «Баопу Цзы» (Мудрец объявший пустоту) и написан он 1700 лет назад, в начале 4-го века. Трактат является своеобразной энциклопедией уже существовавших тогда практик «внутренней» и «внешней» алхимии, что были созданы и отточены к тому времени за не менее чем тысячу лет существования даосизма.
. . . Вот как там перечисляются техники для продления жизни. Если не брать первый способ- истинно алхимический и волшебный, то все остальные средства и техники выглядит весьма современно и технологично.
Вот что пишет Гэ Хун в 16 главе своего трактата:
… Кто принимает золотой элексир, сделанный из киноварного порошка, является высшим по способностям из бессмертных, которые возносятся на небо.
Тот, кто принимает особые грибы — чжи, практикует гимнастику дао-инь, и занимается дыхательными упражнениями для продления жизни, является мужем средних способностей.
Тот, кто питается лишь травами и растениями и достигает долголетия только в тысячу лет, является мужем низших способностей.
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
(фрагмент книги И.Исаева «Омоложение организма»)
Мы появляемся на свет здоровыми и энергичными, практически без болезней и недостатков. Бог нас всех обеспечивает в равной степени здоровьем и силой. А вот все дальнейшие свои недуги и болячки мы приобретаем уже исключительно самостоятельно, из-за неверного и неправильного, даже неправедного образа жизни и все эти отрицательные качества нашей жизни есть исключительно наши «достижения и заслуги» и винить кроме самих себя нам в этом некого. Но в этой не очень приятной и жесткой правде сокрыта возможность прекрасного логического входа из такой безрадостной ситуации. Раз мы сами имеем возможность заработать массу болезней и недугов, то абсолютно в наших силах от них и избавиться. Коль каждый человек может избрать стиль и метод существования, ведущий к болезням и страданиям, то в возможностях каждого и переориентироваться на иные «рельсы» и избрать уже иной образ жизни, иной гораздо более здоровый стиль повседневного поведения. Ведь в наших силах менять свои стандарты, формы и практику ежедневного существования. Ведь свободу выбора у человека никто не отнимал.
Поэтому все в наших руках и в наших силах – что кушать и как двигаться, как мыслить и на чем концентрировать свое внимание и на каких задачах сосредотачивать свою жизненную энергию. Человек очень мобильное и легко «перенастраиваемое» существо, надо лишь найти в жизни высокую цель, сформировать достойную систему жизненных приоритетов и смыслоопределяющих ценностей, да ещё развить в себе силы для движения вперед под водительством таких чистых и серьезных доминант.
Другая ценная мысль — не нужно надеяться, что нашим здоровьем и благополучием кто-то озаботиться больше чем мы сами. Наивно думать, что «задушенный» бумажной отчетностью врач из районной поликлиники или остепененный специалист из солидного платного медицинского заведения будет печься о вашем качестве жизни и о вашем здоровье более надежно и регулярно чем вы сами. Глупо надеяться, что ваше здоровье им важнее, чем вам самим. Только вы сами сможете работать на свое здоровье и благополучие 24 часа в сутки, все же специалисты будут забывать об этом в тот момент, когда отложат вашу медицинскую карту или историю болезни в сторону и займутся сотнями других таких историй бедных и несчастных больных. Запомните одну глубочайшую по содержанию индусскую мудрость: Ваше здоровье – это для вас самая большая ценность в мире и глупо отдавать ее на попечение другому человеку, полагая, что он будет заботиться об этой вашей ценности лучше, чем вы сами.
*
Еще одно важное замечание относительно неразвитости массового сознания в отношении возможностей здорового и счастливого существования человека. К сожалению, в общественном мнении болезнь воспринимается как нечто абсолютно неизбежное для каждого из нас и вполне естественное состояние человека. В современном обществе удивление и ощущение «выпадания» из нормы вызывает не человек больной, а скорее человек абсолютно здоровый, особенно если такой уникум достиг весьма заметного возраста. То есть не болезнь, а абсолютное здоровье кажется многим чем-то неестественным и поэтому абсолютно малореальным состоянием. Люди гораздо больше привыкли жить со своими многочисленными недугами и хворями, привыкли беспрестанно думать о них, создавать условия, в которых такие болячки становятся менее заметными, и не такими отравляющими качество их жизни. Но при этом жизнь с болезнями почитается как вполне естественное состояние души и тела. Жизнь, управляемая стремлением обрести меньшее количество страданий от привычных болезней кажется естественнее и разумнее, чем жизнь, направленная на сохранение и преумножение могучего и нерушимого здоровья.
Именно поэтому человек постоянно глотающий дома и на работе таблетки, регулярно уходящий с работы на «больничный лист» и пропадающий на приеме у врачей, многим кажется более нормальным и естественным, чем человек который, например, зимой по морозу в шортах и майке совершает регулярные утренние пробежки или обливается зимой на открытом воздухе из ведра студеной водой. В последнем случае у окружающих всегда стандартно возникает один и то же вопрос, ради чего же он, несчастный, так мучает и изнуряет себя. А когда пытаешься объяснить, что такие тренировочные режимы дают человеку нерушимое здоровье, безграничную энергичность и восхитительное долголетие, то в получаешь в ответ безапелляционное утверждение, что здоровье это наверное хорошо, но так истязать себя ради этого… А не лучше ли дома попить таблеток сидя перед телевизором… То же, говорят, хорошо помогает…
Каждому читателю этих строк надо понять – что любая болезнь не есть неизбежное событие в жизни организма и это не обязательно присущий человеку режим существования. Болезнь – это проявление снижения качества и эффективности работы его многочисленных систем и структур жизнеобеспечения. Это следствие падения результативности осуществления жизненных функций в исполнительных механизмах нашей жизнедеятельности. Но происходит это от того, что мы этими механизмами и системами не управляем, мы их не тренируем, не отлаживаем и тонко не регулируем на максимум эффективности.
Другое – важнейшее понимание того, что кроме нездоровья (состояния болезней) и относительного благополучия без болезней (относительного здоровья), есть еще несколько состояний, которые ведут вверх по эволюционной лестнице развития возможностей и способностей человека. Ввысь по направлению к улучшению его качества жизни. Нездоровье тянет человека вниз, к медленному распаду, к деградации и скорой физической смерти как результату неспособности материальных систем и органов выполнять возложенные на них задачи, исполнять специфические жизненные функции. Относительное здоровье является состоянием неустойчивого, достаточного зыбкого равновесия, ибо защитные и стабилизирующие силы организма невелики и любое отрицательное воздействие из вне – стрессы, инфекции, неожиданные повышенные нагрузки, падение жизненных сил из-за естественного старения организма — развеивают, рассеивают этот небольшой запас прочности и ввергают человека в состояние болезни. (СХЕМА)
Но есть еще другое состояние, когда постоянно нарабатывается (так как защитные силы постоянно тратятся) такой резерв и запас прочности из физических жизненных сил и тонких динамических возможностей, что его хватает с лихвой на противодействие и коррекцию всех негативных влияний любой природы. Тем более, что существуют технологии и соответствующий активный образ жизни, когда эти силы постоянно генерируются, нарабатываются и прибывают. Вначале эти силы решают только задачи укрепления физического здоровья и телесного благополучия, но при их избытке они могут трансформироваться в иные способности, переводиться на более высокий уровень реализации человеком неких особых запредельных возможностей расширенного могущества человеческих возможностей.
* * *
И еще одна моя статья о системах здорового образа жизни в древних духовных традициях.
«Мнения мировых религий и великих духовных традиций о важности здоровья и путях его обретения.»
Потребность в здоровье и высокой работоспособности является базовой потребностью человечества. Именно поэтому на протяжении тысячелетий складывались представления о физическом совершенстве, отраженные в образах легендарных богатырей, героев эпосов и мифов, легенд и сказаний. Их отличительные черты — разносторонность и сверхчеловеческий уровень физического развития в сочетании с высокими моральными качествами — независимо от того, в какое время и у какого народа сложился этот образ.
Путь личного совершенствования, путь развития лучших качеств на протяжении тысячелетий предлагает и утверждает религия, рассматривающая реализацию человеком в своей жизни лучших качеств как проявление Божественной воли на пути к достижению перспектив Божественных возможностей, реализуемой в поступках людей. Отсюда — религиозная концепция человека как воплощения Божественного замысла, установка на становление путем ежедневного развития совершенного человека в единстве его триединых духовных, душевных и телесных качеств, включающая и его телесное здоровье и физическое совершенство.
В Библии не редко упоминаются здоровье и физическое совершенство как высокая ценность. Например, в Ветхом Завете: «Слава юношей — сила их» (Притчи, 20, 29). Также указывается путь обретения здоровья за счет использования неких (явно психоэнергетических) техник: «немощные препоясываются силой» (1 Цар. 2,4). Одним из важных шагов на пути к здоровью указывается воздержанность в еде: «пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого» (Суд. 13, 14). Есть и прямое указание на преимущественное значение здоровья перед иными мирскими достижениями: «Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь » (Сирах, 30, 14-17). От этого библейского отрывка берет своё начало известный афоризм знаменитого немецкого философа первой половины 19-го века Артура Шопенгауэра – «Здоровый нищий счастливее больного короля».
В Новом Завете также немало высказываний посвящено утверждению высокой ценности здоровья человека и его физического благополучия, как например, в посланиях Апостола Павла:
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 -е послание к коринфянам; 3:16-17).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. » (1 -е послание к коринфянам; 6;19-20).
Там же много говориться о пользе умеренного, сдержанного образа жизни: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (послание к римлянам; 13:13-14).
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 -е послание к коринфянам; 6,12-13).
«Блудник грешит против собственного тела» (1 -е послание к коринфянам; 6:18)
В Коране так же, например, даны четкие рекомендации по питанию, в зависимости от возможности исполнения наиболее четких и здоровых рекомендаций: «И запрещена вам мертвечина и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха» (5:4). Причем эти рекомендации имеют отношение не только чисто к физиологическим аспектам питания, но и к морально этической желательности без убойного питания. Вот что пишет об этом Библия: «Закалывающий вола — совершает то же, что убивающий человека» (Исайя;1:3).
В отношении питания и разумного выбора аспектов здорового образа жизни можно привести прекрасные слова Апостола Павла: «Не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; попечения о плоти не превращайте в похоти» (к Римлянам;13:13-14). Ибо «Все мне позволительно, но не все полезно» (1-е Коринфянам;6:12).
В древнейшем китайском философском трактате Дао Дэ Цзин, так же есть упоминание о важности здоровья и обретения долголетия за счет соблюдения определенных норм жизни: «Когда существо, полное сил, становится старым, то это называется потерей дао. Кто не соблюдает дао, погибнет раньше времени» (30). «Кто не теряет свою природу, тот долговечен» (33).
Дао — здесь течение потока и суммарной работы мировых закономерностей, установленных Богом, в том числе и управляющих качеством и длительностью жизни человека.
* * *
В Библии четко разделяется возможность вести здоровый, праведный образ жизни на физическом и на психоэмоциональном уровнях, и указывается обязательный приоритет психоэмоционального (душевного и духовного) уровня благополучия над телесным:
«Дух животворит; плоть не пользует нимало» (от Иоанна; 6:63)
«Упражняй себя в благочестии, ибо упражнение телесное мало полезно» (1-е к Тим; 4: 7-8)
«Слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека… Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем оканчивается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (от Марка: 7;15-23).